1.jpg2.jpg3.jpglogo5.jpgpalace2.jpgpalace20.jpgpalace23.jpg

Основные направления работы учителя-логопеда в школе

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.


Широко распространено мнение о том, что логопед только «ставит» звуки, т.е. исправляет неправильное произношение. Это весьма поверхностное суждение, «вершина айсберга».  Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
•    развитие связной речи
•    накопление и совершенствование словаря
•    развитие физического и речевого слуха
•    развитие грамматической стороны речи
•    обучение навыкам словообразования и словоизменения
•    коррекция произношения.
Основные задачи деятельности учителя-логопеда в школе
Логопед в школе:
•    проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;
•    корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;
•    проводит консультации для педагогов и родителей, помогающие повысить эффективность  при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
-  профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, понимать обращенную речь,  формулировать и понятно излагать собственные суждения, целенаправленно выполнять поставленную задачу, осуществлять контроль деятельности и её результатов, адекватно оценивать результат своей работы, исправлять ошибки);
- формирование  предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, буква, слог, слово, предложение, текст», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Работа учителя-логопеда с детьми в школе
В начале учебного года проводится диагностика устной  и письменной  речи обучающихся. По результатам обследования комплектуются группы детей для занятий по развитию речи и коррекции речевых нарушений с учителем-логопедом.
Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая с обучающимися 1, 2, 3 классов, имеющими речевые нарушения, препятствующие овладению школьной программой.


Занятия с учителем-логопедом
Занятия проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения.
Логопедическая работа в школе осуществляется в основном в групповой форме.  В каждой группе по 3-6 человек. Каждый ученик, прикрепленный к логопедическому пункту, посещает групповые занятия два раза в неделю. Расписание индивидуальных занятий на каждого ученика, нуждающегося в них, составляется отдельно. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.
Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома.
Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется по результатам дополнительного обследования в конце учебного года.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, а делать вид, что их нет, нельзя. К детям с речевыми нарушениями нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Учитель-логопед   Ю. А. Зосимова

Joomla templates by a4joomla